Пожары на транспорте

Опубликовано: 08.11.2016


Один из важных элементов безопасности транспортных средств – их пожарная безопасность. Пожары на транспортных средствах относятся к тяжелым авариям с крупным материальным ущербом, сопровождающимися выходом из строя техники, уничтожением и повреждением грузов, человеческими жертвами. Пожары на транспорте составляют примерно 3,5 % от общего количества  происходящих пожаров.

За  прошедший год в Баянаульского района произошло более 1 пожаров на транспорте с немалым ущербом. Наиболее часто горели автомобили. Мало кто знает, что всего за 8-12 минут пожара от машины может остаться только металлический остов. Транспортное средство, как возможный объект пожара, имеет ряд особенностей, оказывающих влияние на процесс горения. Основными из них являются:

- наличие значительного количества топлива и других горючих жидкостей,

- применение в качестве декоративно – отделочных и конструкционных материалов пассажирских салонов различного рода пластмасс, обладающих значительной массовой скоростью сгорания, высокой дымообразующей способностью и выделяющих высокотоксичные продукты неполного сгорания при горении в незамкнутом объеме, которые оказывают вредное влияние на организм человека, и в первую очередь, на органы дыхания и нервную систему,

- сложность эвакуации людей из пассажирского салона по узким проходам.

Одним из опасных факторов наружного и внутреннего пожаров является резкое повышение температуры пассажирских салонов. Учитывая наличие одежды, которая повышает способность выдерживать тепловые нагрузки критической для человека, принята температура среды равная 60ºС.

Наибольшую опасность для детей представляют пожары в пассажирских салонах. Так, например, скорость развития пожара в вагоне пассажирского поезда в коридоре достигает 5 м/мин, в купе – 2,5 мин/мин. В течение 15-20 минут огнем охватывается полностью весь вагон. Температура при этом повышается до 950ºС.

Учитывая воздействие опасных факторов, необходимое время эвакуации пассажиров составляет всего 1,5-2 минуты. По истечении этого времени может быть прекращен доступ к основным выходам, либо воздействие температуры и токсинов могут создать критические для жизни человека условия.

Основные причины возникновения пожаров на автотраспорте следующие:

- нарушение герметичности коммуникаций и загорание топлива и электропроводки при контактировании с поверхностями, имеющими высокие рабочие температуры (выхлопным коллектором, глушителем и отопительной установкой);

- воспламенение топлива в результате попадания искры, возникающей при ударе стальных деталей при повреждении кузова автомобиля в момент аварии;

- воспламенение горючих консрукционных материалов и топлива по причине неисправности электрооборудования (короткого замыкания, неудовлетворительных контактов и т.п.);

-воспламенение горючих материалов и топлива от воздействия  открытого  огня (сварочные работы, разогрев узлов автомобиля в зимний период, курение)

- горение в пассажирских салонах может возникнуть также в результате неосторожного обращения с огнем, замыкания электропроводки в энергетических системах, в результате провоза пассажирами огнеопасных веществ и материалов

Под действующим «Правилам дорожного движения» запрещено эксплуатировать автобусы, легковые и грузовые автомобили без огнетушителей. Автобусы малого класса (РАФ,УАЗ) оборудуются огнетушителем ОП-2 ( огнетушитель порошковый емкостью 2 литра), малого класса (ПЗ,КАВЗ) – двумя огнетушителями ОП-2, а среднего  )ЛАЗ) и большого (ЛиАЗ) – огнетушителем ОП-5 в кабине и ОП-2 в салоне. В пассажирском салоне автобуса огнетушитель размещают примерно на уровне центра окон или выше в правом переднем углу салона.

Легковой автомобиль в обязательном порядке комплектуется порошковым и хладоновым огнетушителем емкостью 2-3 литра. Он располагается в непосредственной  близости от водителя и в легкодоступном для него месте.

В салонах городских трамваев располагается металлический ящик с песком, которым можно воспользоваться для ликвидации незначительных загораний обшивки салона, электрооборудования в результате короткого замыкания.

В настоящее время разработаны и успешно внедряются мини- системы автоматичсекого пожаротушения, которые могут использоваться в качестве противоугонных устройств.

Важнейшей мерой профилактики пожаров автомобилей можно считать содержание автомобиля технически исправным. При прохождении техосмотра владелец автомобиля вправе потребовать проверки его противопожарного состояния: исправности проводки, герметичности топливного бака и т.д.

При появлении в салоне автомобиля или из-под радиатора дыма или запаха горящей изоляции самое первое ваше действие – остановка автомобиля ( если он двигался) отключение аккумулятора. Затем тушение подручными средствами и вызов противопожарной службы по телефону «101».

 

ОЧС Баянаульского района

2008-2018 © Официальный интернет-ресурс акима Баянаульского района