Эффективность законодательства в оспаривании административного регулирования

Возможность обращения граждан и юридических лиц с заявлением об оспаривании законности, правомерности актов органов власти является одним из основных условий формирования правового государства и гражданского общества. Данный правовой институт, с одной стороны, создает условия для защиты прав и законных интересов граждан и организаций, а с другой - стимулирует государственные органы к неукоснительному соблюдению законов, грамотной и эффективной управленческой и правоприменительной деятельности.

В последние годы в Казахстане проведены серьезные реформы, направленные на сокращение обременительности государственного регулирования. Существенно сокращены административные барьеры, улучшен бизнес-климат, регламентированы и упрощены процедуры оказания государственных услуг для населения, сокращены и систематизированы разрешительные процедуры и проверки со стороны государства.

Сегодня,  в Казахстане все чаще говорят о внедрении полноценного института административной юстиции и института административных процедур. Началом основных дискуссий на данные темы послужили положения Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года. Именно в этом документе впервые на официальном, политическом уровне употреблен термин «административная юстиция». Так, в указанной Концепции отмечается: «в контексте развития административно-процессуального права следует рассматривать вопрос об административной юстиции, разрешающей споры о праве, возникающие из публично-правовых отношений между государством и гражданином (организацией). То есть подлежит рассмотрению вопрос процессуального обособления и легитимации порядка разрешения конфликтов публично-правового характера».  Также следует отметить, что «эффективность законодательства в оспаривании административного регулирования» является одним из 114 показателей в Глобальном индексе конкурентоспособности Всемирного экономического форума.

В настоящее время  отдельные нормы об административном способе обжалования предусмотрены Законом РК «Об административных процедурах». При этом в указанном Законе имеется ссылка на Закон «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», в котором раскрывается порядок рассмотрения жалоб. Вместе с тем существующий порядок административного обжалования требует кардинального пересмотра указанной процедуры.

Законопроектом закрепляются принципы и стадии административных процедур, требования, предъявляемые к административным актам. Также законопроектом урегулированы основания их отмены, правила обжалования и исполнения.  Порядок обжалования решений уполномоченных лиц будет таким же, как и порядок подачи заявления, при этом он будет иметь свои особенности в виде необходимости истребования материалов дела. Особенность будет и в проведении процедуры заслушивания, поскольку здесь появится вторая сторона – ответчик в лице должностного лица органа, принявшего обжалуемый акт.

Анализ зарубежного опыта показывает, что обязательной стадией принятия решения по обжалуемому акту является заслушивание участников процедуры, к которым относятся стороны – заявитель и должностное лицо органа, принявшего обжалуемый акт, а также в отдельных случаях представители заявителя, свидетели, эксперты и другие лица. На данной стадии участникам предоставляется возможность высказаться по делу и привести собственные доводы и обстоятельства.

Законодательное закрепление в Казахстане изложенного порядка административного обжалования, в частности, введение обязательности заслушивания граждан, позволит обеспечить открытость и прозрачность в деятельности государственных органов, что, в свою очередь, повысит доверие граждан.

 

Ж.Айтмаханова,

руководитель Управления юстиции Баянаульского района,

член Павлодарского филиала РОО «КСЮ».

 

 

2008-2018 © Официальный интернет-ресурс акима Баянаульского района