• Меню » Новости » Муса Шорманов – личность Евразийского масштаба

Муса Шорманов – личность Евразийского масштаба

Опубликовано: 09.09.2018


15 сентября, в рамках инициированной Главой государства Н.А.Назарбаевым программы «Рухани жаңғыру», состоится празднование 200-летия государственного и общественного деятеля, старшего султана Баянаульского внешнего округа на протяжении 15 лет, этнографа и просветителя Мусы Шорманова. В этом мероприятии, предложенным главой региона Б.Ж.Бакауовым, приняли участие руководители многих павлодарских предприятий и граждане области. Поддержку в реализации этого крупного проекта оказали общественные фонды «Рухани Павлодар», «Ертіс-Баян тарихи тұлғалары» и павлодарские предприниматели.

Программный документ «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» ставит перед страной, как и перед нашей областью, конкретные задачи. Масштабные преобразования должны сопровождаться опережающей модернизацией общественного сознания, краеугольным камнем чего, безусловно, является история страны, история региона.

История Павлодарского Прииртышья самым непосредственным образом связана с именем крупного государственного и общественного деятеля, старшего султана Баянаульского внешнего округа на протяжении 15-ти лет, этнографа, фольклориста, краеведа и просветителя Мусы Шорманова. Потомок батыра Мырзагула (похороненного за боевые заслуги в борьбе с джунгарами в мавзолее Кожа Ахмета Яссауи), сын знаменитого бия Шормана, родной дядя первого казахского ученого Шокана Уалиханова Муса Шорманов пользовался безграничным авторитетом и любовью казахского народа. Именно благодаря его подвижнической деятельности, обеспечившей открытие первых казахских школ в регионе, был обусловлен «баянаульский феномен», который подарил Казахстану целое созвездие ученых во главе с организатором Академии наук и первым академиком Казахстана Канышем Сатпаевым.

Муса Шорманов, связывавший будущее казахской нации с просвещением, посвятил всю свою жизнь служению своему народу. Он всесторонне поощрял открытие школ для казахских детей в Омске и Павлодаре, оказывая этим школам щедрую материальную помощь. Как глава Баянаульского внешнего округа обязывал каждого волостного управителя ежегодно отправлять на учебу в Омск или Павлодар одного-двух детей и содержать их на свои средства.

Во многих публикациях справедливо отмечали, что Мусу Шорманова хорошо знали в Петербурге, особенно в Географическом и Антропологическом обществах, которым он передавал редкие этнографические экспонаты о жизни казахов, в частности на Всероссийскую промышленно-художественную выставку было передано в 1881 году в Москве 32 предмета казахского народного прикладного искусства. Муса Шорманов передавал лучших лошадей степной породы на Московскую и Всемирную Парижскую выставки 1865 и 1868 годов, был участником третьего конгресса ориенталистов в Санкт-Петербурге в 1876 году.

Его предки, известные на всю Степь батыры, с мечом в руках отстаивали родную землю от иноземцев. С кровью отца и с молоком матери Муса Шорманов унаследовал лучшие качества предков, став в переломные для казахского народа времена одной из его духовных опор, защитником его интересов. Семейство Шормановых было очень состоятельным, а мужчины этого рода нередко избирались султанами, поэтому в рамках советской идеологии долгие годы очернялось имя этого семейства. Самое горькое – стиралось множество исторических фактов, потомки Шормановых пережили немало лишений и горя. С обретением Независимости мы восстанавливаем «белые пятна» нашей национальной истории, и великие сыны Отечества занимают в ней заслуженные места.

Всем и всему дают оценки только народ и время. В народе его называли Улкен мырза (Большой мырза). В этом контексте мырза указывало не на господствующее положение человека, а на его щедрость и широту души. И такая оценка Мусы Шорманова его народом не дала его имени и благородным деяниям кануть в Лету забвения. Как бы не старалась Советская власть очернить его имя, на протяжении более полтораста лет казахи вспоминают об этом человеке с глубоким почтением.

Просвещение масс Муса мырза рассматривал как залог будущего нации. Подавляющая часть прошений и ходатайств была продиктована заботой о коренном населении, улучшении условий его жизни. Так, в 1856 году в письме к генерал-губернатору Гасфорду он обратился с просьбой разрешить заниматься золотым и рудным промыслами на землях вверенного ему округа. В другом документе он ходатайствует о расширении земли для пастбища казахам, о выделении инвентаря для строительства дома, об отводе земельного участка для хлебопашества. Малоизвестен факт, как накануне своего избрания старшим султаном Баянаульского окружного приказа, летом 1854 года, в составе казачьего отряда Омской волости он участвует в экспедиции по выдворению с территории Баянаульского округа китайских золотоискателей. Даже выйдя в отставку после долгой службы в царской администрации, полковник Муса Шорманов продолжает свою общественную деятельность, своим высоким авторитетом в качестве советника губернатора защищает интересы коренного населения.

Мы упомянули лишь о некоторых фактах многогранной и благородной деятельности Мусы Шорманова. Смерть настигла этого незаурядного человека в 66-летнем возрасте в неустанных трудах о благе родного народа. Народная мудрость гласит: «Еліңді сүйсең ерлік істейсің», что в переводе «Если любишь свой народ, совершишь ради него подвиг». Благородные дела Мусы Шорманова для блага казахов с полным правом можно назвать подвижничеством, гражданским подвигом. И в этом нас убеждают достоверные источники музейных фондов Казахстана и России. В музеях Санкт-Петербурга и Омска сохранились экспонаты и материалы, остались его этнографические и исторические работы, посвященные своему народу. Он был одним из первых, кто открыл просвещенной России духовный мир казахов. Теперь пришло время воздать почести одному из лучших сыновей Павлодарского Прииртышья.

В свое время, не жалея ни сил, ни времени, несколько лет обивая пороги царских чиновников, Муса Шорманов все же добился сооружения памятника на могиле великого ученого Чокана Валиханова. Не потому что тот приходился ему племянником, а потому что, как никто другой, Муса мырза понимал, как много сделал Чокан для своего народа. «Светилом Среднего рода» образно называл его знаменитый на всю Степь Саккулак бий, потомок Богенбай батыра. Не каждый современник знает, что великому Машхур Жусипу имя «Машһур» дал именно Муса Шорманов.

В Баянауле на свои средства Муса мырза построил медресе и мечеть, которая нынче названа его именем. В 2013 году благодаря руководству области и района, поддержке предпринимателей мечеть Мусы Шорманова после капитального ремонта буквально преобразилась. Это – благодарная память потомков в делах и поступках.

К слову сказать, с. Тендик (бывш. Аккелин) является родиной не только Мусы Шорманова, но и целой плеяды исторических личностей, таких, как Бухар жырау, Шорман би, Зейнеп Шорманкызы, Садуакас Шорманов, Абикей Сатпаев, Каныш Сатпаев, Кемел Акишев. По инициативе руководства области предпринимается комплекс мер по развитию Баянаульского района, в том числе такой важной в культурно-историческом плане местности, как с.

Тендик:

- осуществлено строительство Дома культуры;

- заасфальтирована дорога на участке «Калкаман – Баянаул – Тендик – граница Карагандинской области».

Празднование 200-летия Мусы Шорманова – особое событие в истории нашей области. К подготовке его в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру», возведению мемориального комплекса как основного события предстоящих торжеств активно подключились предприниматели и местные жители. Для того, чтобы юбилейные торжества прошли на самом высоком уровне, инициативная группа под руководством ректора ПГПУ, председателя попечительского совета общественного фонда «Ертіс-Баян тарихи тұлғалары» Алтынбека Нухулы приложила все усилия. Нет сомнения в том, что это событие не только откроет новую страницу в истории края, но и станет примером для подражания нынешним и будущим поколениям павлодарской молодежи.

 

 

2008-2018 © Официальный интернет-ресурс акима Баянаульского района